Искусство как ценность: Вячеслав Моше Кантор и его коллекция авангарда
Международный общественный деятель Вячеслав Моше Кантор наиболее известен за свои социальные проекты, масштабные инициативы и в целом за преданность делу борьбы с разными видами нетерпимости в мире. Однако что мало кто знает об эксперте и общественнике, так это его стремление привнести важные ему идеи о недопустимости ненависти и важности взаимоуважения и толерантности во все сферы своей деятельности. Даже, казалось бы, такую отстранённую от общественной работы, как коллекционирование искусства.
Заслуженная репутация
Коллекционирование по-своему тоже стало достижением для Вячеслава Моше Кантора – во всяком случае, заслужило ему место в рейтинге 200 самых влиятельных коллекционеров мира по версии журнала ArtNews. При этом само собрание общественника уникально и представляет собой одну из самых масштабных в мире коллекций шедевров авангарда.
Отличился Вячеслав Моше Кантор и в самом подходе к коллекционированию – частному закрытому собранию он предпочёл создание полноценного музея – МАГМА или Музей искусства авангарда. Начавший свою историю почти 20 лет назад, музей с тех пор не раз становился участником самых разных проектов и выставок как в России, так и по всему миру. Это приобретает отдельный культурный смысл, если помнить, что подавляющее большинство мастеров, чьи работы собрал в свою коллекцию Вячеслав Моше Кантор, вышли как раз из России – и таким образом популяризируется не только русское искусство, но и в целом тот неоценимый вклад, который выходцы из России внесли в развитие целого революционного направления искусства – авангарда. Это, убеждён коллекционер, в современном мире необходимо, ведь слишком долго и слишком упорно наша страна воспринималась исключительно как источник ресурсов, в то время как поводов для гордости – и подтверждённых следов в том числе и в культурной истории мира - у нас куда больше.
Изучая жизнь
Сама идея о создании музея общественнику и меценату также была продиктована самими картинами. В частности, ключевую роль сыграло приобретение Вячеславом Моше Кантором серовского «Похищения Европы» - полотна, оказавшегося, на взгляд коллекционера, слишком монументальным и выдающимся, чтобы «прятаться» в частном собрании, вдали от зрителя. Картины такого рода требуют музейного размаха, отмечал благотворитель, и это требование он не мог не выполнить.
Другой важной темой, которую тоже можно проследить в подборе работ для коллекции музея, является тема еврейская. Интерес к ней диктуется и самим происхождением коллекционера, и тем, как и в целом история целого народа, его переживания, особенно в турбулентный и непростой XX век, так или иначе нашли путь и выразились на полотнах еврейских мастеров.
Задача музея в каком-то смысле сродни задаче школы, уверен коллекционер. Он должен не только показывать произведения искусства, но и учить чему-то людей через них, позволять зрителю видеть не только краски, но и те мысли, те идеи, даже те исторические события, что художник переживал через своё творчество – и таким образом позволять изучать саму жизнь. При этом сам общественник не раз признавался, что на его желание приобрести то или иное полотно главным образом всегда влияло то, насколько оно отзывалось в нём самом и какие чувства вызывало.
Стирая границы
Можно считать символичным то, что для первой полноценной выставки работ из коллекции МАГМА Вячеслав Моше Кантор в 2009 году выбрал Дворец Наций ООН, и что представленные на этой выставке работы представляли не только русских и еврейских художников, но и их единомышленников, учеников и учителей, а также вдохновителей из самых разных стран. Экспозиция эта стала во многом отражением идеи самого общественника о том, что для людей, разделяющих одни ценности, устремления и понимание прекрасного, не существует ни границ, ни национальностей. Поэтому и место проведения выставки было выбрано соответствующее.
Как раз в этом и находит отражение убеждённость общественника в ценности и важности толерантности – главной ценности для современного человечества, которая учит нас не только жить в мире друг с другом, но и уважать друг друга, принимать друг друга и, главное, учиться друг у друга новому. Сам факт появления авангарда, да ещё и от еврейских художников в середине XX века, – это уже проявление толерантности, убеждён Вячеслав Моше Кантор, без этой ценности ни для чего нового и прорывного просто не находилось бы ни места, ни почитателей. И это одна из мыслей, которые он как раз и намеревался выразить своей выставкой.
ВНИМАНИЕ! Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ecmo.ru